Японские декорации. Продолжение

Японские декорации. Продолжение

Японские декорации. Продолжение

В этой статье мы продолжим рассказывать про украшения для японского сада.

В японском саду также устанавливают и фонари из натуральных материалов. Так как обычно в саду устанавливают лишь один фонарь, то он не сможет полноценно выполнять свои практические функции, он больше подходит, как элемент декорации. С некоторого времени для изготовления фонарей также используют и из искусственных материалов. Желательно подобрать для сада наиболее подходящую конструкцию фонаря. Она обычно состоит из камня в основе, опоры, подставки для светильника, емкости светильника, крыши и верхушки.

Японские декорации. ПродолжениеФонари на пьедестале, или татигата, используют обычно в крупных садах. По высоте такой фонарь обычно бывает от полутора до двух метров, но могут быть даже выше. Один из наиболее привлекательных видов фонарей – это касуга, на вершине которого устанавливают шестиугольную крышу с загнутыми углами, и украшенную красивым вырезанным орнаментом. Обычно подобные фонари устанавливают в центре сада. Также могут устанавливаться такие типы фонарей, как харуки, ниси-но я, дзэндодзи, нурэсаги.

Икэкомигата, или скрытый фонарь, обычно используют в небольших садах. У них нет камня в основе и цоколь вкапывается в землю. Поток света от фонарей направляется вниз. Разновидностями икэкомигата являются сёкубу, суйкэй или корейский фонарь. Чаще всего подобные фонари устанавливают возле цукубаи, чтобы подсветить сосуд.

Фонари для установки, или окигата, ставят неподалеку от водоемов, возле дорожек и в небольших садиках. У этих фонарей недостает сразу нескольких элементов, таких, как опора и опорный камень, а также подставка под светильник. Например, фонарь ямадоро делают из грубых камней и устанавливают среди тенистых деревьев, причем высота его не превышает метра.

Фонари, которые покрываются снегом, или юкими, устанавливают в самых живописных частях сада, на берегу водоема или возле потока, чтобы он отражался в воде. Крышка таких фонарей достаточно широкая, способная задерживать снег и имеет шестиугольную или круглую форму. Этот фонарь устанавливается на четырех ножках, погружаемых в землю и очень распространен в японских садах.

Японские декорации. ПродолжениеУстанавливая фонари, в первую очередь нужно опираться на расположение окошек в светильнике. Они могут быть направлены на дом, цукубаи, дорожку, но в любом случае требуют учета общей композиции окружающего сада и зданий.

При установке пьедестального фонаря делают сначала основу из гальки и собирают конструкцию без камеры светильника. Когда будет установлена верхушка фонаря, устанавливают камеру, окошки которой тщательно поворачивают в правильном направлении. После сборки устанавливают верхушку. Скрытые фонари вкапывают в землю основой, строго проверяя его вертикаль, после чего можно устанавливать остальные элементы.

В японском саду также устанавливают стилизованные пагоды, которые не столько несут религиозную нагрузку, сколько выполняют роль декорации. Чаще всего пагоды делают из камня и дерева, однако сейчас их могут заменять другими материалами. Пагода имеет нечеткое количество ярусов и их может быть от трех и до тринадцати, причем в сечении они могут быть квадратными или многоугольными. Если в саду есть фонарь, то пагода должна быть выше него до двух раз. Устанавливают пагоду на гравийном основании, до полуметра, а если пагода массивная, то лучше забетонировать под нее фундамент.

Японские декорации. ПродолжениеВыгоднее всего ставить пагоды в заметных местах, на берегу водоема, неподалеку от цукубаи или мостика. Также пагоды ставятся на развилках дорожек, под горкой, возле крупных камней, основательного дерева или ограды.

Японские мостики далеко не всегда используются для переправы, а часто ставятся в местах, где нет ни речки, ни водоема и по некоторым даже нельзя ходить. Изготавливают мост из камня, дерева или дерна.

Выглядит японский мост как небольшая круто изогнутая конструкция, окрашенная в красный цвет. К некоторым мостикам даже не кладут дорожек, так как они не предназначены для ходьбы. Углы моста обычно обрамляют так называемыми «якорными» камнями. Декоративные мостики часто покрывают дерном, и они символизируют переход в страну смерти, так что даже не имеет смысла пытаться пройти по нему. Каменные мостики изготавливаются из продолговатых плит, или из отдельных камней. Высота такого мостика обычно невысока и слегка выступает над уровнем дорожки, которая ведет к нему.

Очень оригинально смотрится мост яцухаси, который состоит из восьми полотен, расположенных зигзагом. Практической пользы от такого моста немного, однако для японца, для которого важно неспешно гулять садом, мост становится местом, на котором можно задержаться, пусть даже потому, что по нему трудно пройти. Этот мост также имеет и магический смысл, так как позволяет, по мнению японцев, избавить человека от нечистой силы, которая может двигаться только прямо и не пройдет по мосту.

Обычно яцухаси устанавливают неподалеку от искусственного водоема или болота, возле газона или участка, засыпанного гравием. Если мост нужно изготовить из камня, то их укладывают прямо на слой гравия, а на воде такого моста не делают.

Все вышеперечисленные сады устраивают как в обычном саду, так и в саду камней.

Японские декорации. ПродолжениеБеседки в японском саду подчиняются тем же архитектурным требованиям, что и в саду европейском. Беседки делают по каркасному принципу, где в качестве каркаса выступают столы, как несущие элементы и поперечные балки между ними. По форме беседка получается прямоугольной, потому что в основе ее лежит татами, которые имеют прямоугольную форму.

Устанавливают беседку либо просто над скамейкой в чайном саду, или в месте, где существует хороший обзор на близлежащий пейзаж. Беседка подчеркивает склонность японцев к прямоугольным конструкциям. Элементами, контрастирующими с прямоугольной беседкой, могут служить круглые окошки в беседке, которые ассоциируются с луной.

Источник